Раз «косяк», два «косяк» и граница на замке!

Не секрет, что часть контрафактной продукции, в которой нарушаются интеллектуальные права, производится за рубежом и через границу ввозится в пределы государства. Можно ли остановить такой поток контрафакта?

Как ни странно, есть. И для борьбы с подобной продукцией в российском законодательстве присутствуют свои инструменты. Одним из таких инструментов является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Суть его заключается в том, что в него вносится информация об охраняемых на территории России объектах авторских и смежных прав, товарных знаках и наименованиях места происхождения товаров. Соответственно, если российскую таможню пересекают товары, в которых содержатся включенные в ТРОИС объекты интеллектуальной собственности, то Федеральная таможенная служба (ФТС России) без всяких дополнительных запросов, писем или обращений правообладателя приостанавливает такие товары на таможенной границе и не пропускает их в Россию. Затем ФТС России уведомляет правообладателя и владельца товаров о состоявшейся приостановке. Дальнейшая судьба товаров будет уже зависеть от результатов взаимодействия правообладателя и владельца товаров.

Обращает на себя внимание, что российское законодательство не предоставляет возможности включения в ТРОИС, например, объектов патентного права (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) и секретов производства (ноу-хау). Официальных причин привести здесь не представляется возможным по причине отсутствия информации о них. Однако можно предположить, что причины подобного подхода заключаются в сложности выявления и доказывания фактов использования результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере в каких-либо товарах. На протяжении почти 10 лет порядок внесения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС регламентировался приказом ФТС РФ от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Но с 08.07.2019 данный порядок стал регламентироваться приказом ФТС России от 28.01.2019 № 131. Приказ 2019 года не только обновил процедуру включения объектов интеллектуальной собственности, но и утвердил Административный регламент, соответствующий существующим для таких документов правилам. Хотя стоит отметить, что многие основополагающие положения прежнего административного регламента были сохранены.

Так, например, вновь было утверждено, что за внесение в ТРОИС сведений об объектах интеллектуальной собственности не взимается плата в виде пошлин или каких-либо иных сборов в бюджет страны. Таким образом, заявителям придется потратить деньги на комплектование заявки и прилагаемых к ней документов (на бумагу, картриджи и т.д.), в том числе на заверение документов, если это потребуется. Определенных расходов потребует привлечение к подготовке документов сторонних специалистов, если заявитель решит перестраховаться.

Кроме того, новым административным регламентом установлено, что срок для рассмотрения заявления и приложенных к нему документов составляет календарный месяц с даты их регистрации в ФТС России, как было и раньше. Однако стоит отметить, что несмотря на то, что Административным регламентом 2009 года тоже был установлен месячный срок для рассмотрения документов, он не соблюдался самим ФТС России. Приходилось ждать по 6-9 месяцев решения по заявлению.

Стоит ли самому заявителю браться за составление заявления в ФТС России и всех прилагаемых к нему документов? Безусловно это является его правом. Однако целый ряд положений Административного регламента 2019 года и российского таможенного законодательства остаются весьма обтекаемыми неоднозначными. Так, например, в соответствии с пунктом 19.3 Административного регламента 2019 года в заявление о включении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС должны быть включены, в том числе:
сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
сведения об отличительных особенностях и характеристиках товаров (по каждому типу товара);
описание товаров и отдельных составных элементов (внешний вид, защитная маркировка и ее имитация, голограммы, ярлыки, штрихкоды, цвет, наличие артикулов, знаков сертификации), изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Мб). Информация о товаре, содержащем объект авторского права или смежных прав, может быть представлена в виде файла в формате MP3, MP4, AVI.

Ни Административный регламент 2019 года, ни другое таможенное законодательство России не содержит требования о содержании подобных сведений, в связи с чем их полнота и форма представления в ФТС России. Однако, те, кто постоянно занимается составлением подобных документов, имеет больше опыта в данном вопросе и могут помочь заявителем соблюсти баланс между полнотой предоставления сведений и нежеланием соблюдать все имеющиеся сведения.

Таким образом, представляется, что заявителю целесообразно рассмотреть возможность найма профессиональных представителей, которые возьмут заботу по подготовке всех необходимых документов на себя. При этом не стоит заблуждаться на их счет – они не смогут самостоятельно и без какого-либо участия заявителя сформировать весь комплект документов. Они лишь направят заявителя, помогут определиться, что стоит включить в заявление и в какой форме лучше изложить сведения.

Где брать таких профессиональных представителей? Самой очевидной кандидатурой могут стать патентные поверенные, сведения о которых можно найти на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности - https://rupto.ru/ru/patent-attorneys. Однако, не стоит ограничиваться только ими, поскольку на рынке услуг профессиональных представителей и консультантов существуют и другие специалисты, которые не имеют статуса патентных поверенных, но обладают необходимыми навыками и квалификацией.

Оставьте заявку

С вами свяжутся в ближайшее время, ответят на возникшие вопросы и помогут оформить заказ на оказание услуг

Контакты

Адрес

105077, Россия, г. Москва, м. «Первомайская», ул. Средняя Первомайская, д. 3

Время работы

Пн—Пт: 9:00—18:00
Сб—Вс: выходные

Свяжитесь с нами

8-916-705-07-86 ipinnology@gmail.com jurist.job@mail.ru